Пропаганда донорства

Цель деятельности КГБУЗ «ККЦК №1» является участие в поддержании здоровья населения через обеспечение пациентов ЛПУ Красноярского края компонентами и препаратами крови, соответствующими нормативным требованиям и ожиданиям потребителей.
Развитие Службы крови зависит от решения ряда актуальных организационных проблем, наиболее важным из них является донорство. В настоящее время донорство вышло за пределы узко медицинской проблемы и стало проблемой социальной, отражающей взаимоотношения между людьми и тем самым затрагивающей интересы всего нашего общества.
Развитие донорства в значительной степени зависит от эффективных форм и методов пропаганды донорства. Большое значение имеет организация доходчивых форм пропаганды, адресованных к конкретным группам населения. Конечным результатом такой работы должно стать привлечение к донорству тех слоев населения, которое не заинтересовано в денежной компенсации, а принимает участие в донорстве безвозмездно, по моральным соображениям.

Цель пропаганды донорства – довести до сознания каждого здорового человека, что его моральный долг – отдать часть своей крови для переливания больным. Для того чтобы это было понятно и убедительно, необходимо разъяснять следующие основные моменты:

  1. Кровь, как лечебное средство незаменимо.
  2. Источником ее получения может быть только здоровый человек, добровольно представляющий свою кровь – донор.
  3. Кровь донора спасает жизнь людей.

Для достижения поставленной цели необходимо иметь информацию от лечебно – профилактических учреждений о количестве требуемых компонентов крови на текущий год. После чего формируется общий станционный план производства компонентов и препаратов крови, а также план по донорству.
Для того чтобы обеспечить ЛПУ Красноярского края компонентами и препаратами крови, в соответствии с заявленными потребностями, необходимо использовать инструменты социального маркетинга.

Инструменты маркетинга:

  • Выявление мотивов отказа населения от донорства; 
  • Исследование мнения доноров о качестве работы КГУЗ «ККЦК №1»;
  • Пропаганда донорского движения (лекции, собеседования, работа со СМИ);
  • Оснащение материалами по агитации и пропаганде донорства;
  • Проведение выездных донорских акций и компаний;
  • Проведение конкурса «Лучший донор России»;
  • Поощрение доноров, празднование «Всемирного дня донора».

Чтобы правильно использовать формы и методы привлечения доноров, необходимо дать определение следующим понятиям. Для комплексного подхода в современных условиях используются пиар (РR) – методы и элементы социального маркетинга.

Понятия и определения:

PR (по связи с общественностью) – это управленческая функция, которая оценивает общественное мнение, определяет политику и процедуры отдельных лиц или организации в целом на основе общественных интересов, планирует и выполняет ту или иную программу действий с целью добиться понимания и признания со стороны общества.
Социальный маркетинг – это разработка, претворение в жизнь и контроль за выполнением программ, имеющих целью добиться восприятия целевой группой (или целевыми группами) социальной идеи, движения или практики. Общество стремиться регулировать социальные перемены, происходящие в различных сферах. При этом основными способами такого регулирования выступают методы убеждения, различного рода стимулирования, которые соответствуют маркетинговому инструментарию.
Пропаганда – это распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учения, знаний среди широких масс населения.
Агитация – это деятельность, имеющая целью убедить кого-либо в чём-либо. Распространение идёй и лозунгов среди населения для формирования общественного мнения. Основным пиар – методом привлечения доноров является систематическая, хорошо организованная, целенаправленная работа по пропаганде и агитации донорства. 

Основной формой движения в Красноярском крае является безвозмездное донорство.

Формы пропаганды донорства:

  1. Устная форма пропаганды и убеждения
  2. Печатная форма с привлечением СМИ (средств массовой информации)
  3. Договорные отношения
  4. Проведение PR мероприятий
  5. С помощью рекламной продукции
  6. Через общественные организации

Методы пропаганды донорства:

Существуют прямые и косвенные

Прямые:

  • Индивидуальная беседа с донором, убеждение
  • Чтение лекций
  • Проведение выездных донорских акций
  • Заключение письменного договора с донором на долговременное сотрудничество

Косвенные:

  • Выступления в СМИ, размещение информации на сайте
  • Рекламная продукция, буклеты, брошюры, оформление стендов и др.
  • Конкурс «Лучший Донор России», праздники «Всемирный День Донора», «Национальный День Донора», выставки с показательной дачей крови, городской форум, «Весенняя неделя добра», «Осенняя неделя добра», «Бал добровольцев» и др.
  • Привлечение донороспособного населения в ряды безвозмездных доноров решается в ККЦК №1 при помощи специалиста по организации донорства – менеджера отделения комплектования донорских кадров.

Задачи менеджера ОКДК:

Основным направлением работы является планирование, подготовка и проведение мероприятий, направленных на развитие донорства в Красноярском крае с привлечением общественных организаций, средств массовой информации.
В задачи менеджера входит:

  • Активная пропаганда донорства (лекции, собеседования, разработка агитационного материала, работа с СМИ).
  • Оформление стендов, витрин и разработки агитационно-разъяснительных материалов по донорству для буклетов, памяток
  • Проведение акций с участием общественных объединений, молодёжных организаций.
  • Проведение методической работы и занятий с филиалами ККЦК №1.

В задачи персонала других подразделений также входит привлечение доноров.

Персонал, ответственный за привлечение доноров:

  • Отдел комплектования донорских кадров – организует работу с населением по вопросам донорства (лекции, выступления в СМИ и др.)
  • Единый донорский центр – организует работу с донорами ККЦК №1 (письма, приглашения, собеседование, заключение договоров и др.)
  • Отдел выездных бригад – организует донорство и проводит пропаганду в выездных условиях.
  • Центр упраления запасами крови – организует работу с ЛПУ по вопросам донорства.

Помимо используемых форм, методов пропаганды и организации донорства перспективными являются следующие направления:

  1. Обеспечение возврата доноров – разработан и внедряется план по возврату доноров.
  2. Создание общественной организации доноров.